Как подготовить новый аккумулятор к работе?
Многие ошибочно полагают, что новую АКБ необходимо натренировать с помощью зарядки и разрядки. Однако для современных батарей такая процедура будет не только бесполезной, но и может быть губительной. Нужно знать, как правильно подготовить аккумулятор к работе.
Необходимо ли заряжать?
Новая АКБ, если она хранилась без соблюдения условий, утрачивает часть своей емкости. Поэтому специалисты рекомендуют правильно подготовить аккумулятор к работе.
Для определения состояния смотрят на дату изготовления аккумулятора, проверяют напряжение и принимают решение о зарядке. Для проверки напряжения пользуются мультиметром, которым, в режиме постоянного напряжения, с помощью щупов касаются токовыводов батареи. Нормой в данном случае являются показатели 12,5-12,7 В. Если прибор показывает 12-12,4 В, значит, батарея разряжена, и требуется подзарядка небольшими токами. При отметке менее 12 В, лучше отказаться от покупки. Это разряженная АКБ. Лучше всего при покупке батареи проверить исправность в магазине с помощью нагрузочной вилки. В норме напряжение под нагрузкой должно быть 9 В или выше.
Правила зарядки
Подзарядка нового и старого аккумулятора практически не имеет различий. Единственная разница в длительности подключения к источнику питания.
Главное правило – ток заряда не должен превышать 10% от номинальной емкости батареи. То есть, для аккумулятора, емкостью 65 А/ч, он должен составлять не более 6,5 ампер. Заряд меньшим током будет произведен более качественно, но будет более длительным. Поэтому в начале следует оценить степень заряженности батареи и время, которое вы готовы потратить. Обычно кальциевую батарею с жидким электролитом рекомендуется заряжать током в 5-7% от емкости с ограничением по напряжению 14,5-15 вольт. В конце процесса ток должен опуститься до минимального значения в 0,5-1,5 ампера, которое зависит от напряжения зарядного устройства и внутреннего сопротивления батареи. В таком состоянии нужно оставить еще на 3-4 часа, после чего замерить плотность, если есть доступ к электролиту. У полностью заряженной батареи значение должно быть 1,27-1,28 кг/см3. Однако для глубоко разряженной и засульфатированной батареи такого заряда может быть недостаточно, поэтому производят дозаряд с повышением напряжения до 16 вольт и силой тока максимум 3-5% от емкости. Заряд продолжают до повышения плотности до заводских значений, либо 3-5 часов для АКБ без доступа к банкам. В процессе также контролируют температуру батареи, она не должна превышать +45 градусов. В среднем вся процедура занимает от 10 часов до суток.
Первый запуск
Не существует определенных правил начала эксплуатации новой АКБ. Фактически, все выпускаемые батареи готовы к работе. Проблемы возникают лишь при неправильном хранении на складе.
Чтобы быть уверенным в хорошем состоянии батареи, стоит провести проверку исправности и определить степень заряда. Далее автовладельцу нужно грамотно поставить АКБ в посадочное место и закрепить, подключить клеммы, проверить надежность контакта и можно отправляться в путь.
Рекомендации по эксплуатации
Каждая батарея имеет свой срок службы, но, если не соблюдать правила, выход из строя может произойти раньше. В норме свинцово-кислотные аккумуляторы работают от 3 до 5 лет, менять каждые 2 года аккумулятор ненормально, значит, вы некорректно эксплуатируете АКБ.
При покупке аккумулятора стоит учитывать следующее:
- не приобретайте АКБ, ориентируясь только на максимальные показатели емкости и пускового тока;
- проверьте новый аккумулятор на присутствие трещин, подтеков электролита;
- проведите замер напряжения на контактах, при необходимости зарядите;
- соблюдайте полярность при подключении к сети автомобиля, чтобы избежать короткого замыкания (ошибки бывают в редких случаях, поскольку длина соединительных проводов различается).
Правила для долгой эксплуатации
- Батарея должна быть в заряженном состоянии постоянно, поэтому рекомендуется периодическая подзарядка. При глубоком разряде необратимо уменьшается емкость батареи.
- Генератор автомобиля должен давать напряжение в диапазоне 13,8-14,5 вольт для нормального заряда АКБ.
- При заглушенном двигателе не стоит на долгое время оставлять фары, свет и другие потребители электроэнергии включенными.
- Необходимо следить за состоянием АКБ: за чистотой корпуса и клемм. Окислы на клеммах ухудшают проводимость, а грязь и подтеки на корпусе могут повысить саморазряд. Также, аккумулятор должен быть прочно закреплен.
- Не рекомендуется оставлять батарею на автомобиле, если вы не эксплуатируете его в течение длительного времени.
Батарея прослужит дольше, если правильно ее эксплуатировать, следить за степенью заряда, и избегать перегрузок.
Мы рекомендуем приобретать АКБ в проверенных местах, в крупных специализированных магазинах, где батареи правильно хранятся, подзаряжаются и не застаиваются надолго. Лучше купить готовую к установке заряженную батарею, там, где ее проверят в вашем присутствии.